Огава Сусуми - Идущие по ручью

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Огава Сусуми - Идущие по ручью » Философские беседы » Учитель - ученик>>


Учитель - ученик>>

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

В качестве размышления на тему - цитаты из художественной литературы.

Суфийского мастера спросили:
– Каким должен быть учитель? Должен ли он быть искушённым в книжных науках и творить чудеса, или этого недостаточно?
– Люди полагают, что учитель должен делать всё перечисленное вами и многое другое. Но они заблуждаются. Есть только одно требование к настоящему учителю – он должен обладать всем, в чём нуждается его ученик.

(с) Суфийские анекдоты

0

2

– Наставник преподал мне один урок: значит, теперь он мой гуру, а я – его ученик.
– И как же ты собираешься постигать его замечательную науку?
– Поселюсь в лесу и буду усердно упражняться, размышляя над уроком. Путь известен, осталось идти по нему.
– Ну ты даешь, нишадец! Путь ему известен! Мало ли на свете учителей – найди себе другого, подостойнее Дроны! Ты ведь свободен!
– Да, я свободен. Но у меня уже есть учитель.
– Который устроил из тебя потеху?! И на прощание только что не пнул ногой в зад?!
– Ты сам сказал, что я свободен. Свобода – это возможность выбирать. Я сделал свой выбор.

(с) Г.Л.Олди «Иди куда хочешь»

0

3

– Мастер плохому не научит...
– Хороший парень. Жаль, неродной... Силы много, дурной силы, но – ничего, хороший. Мечу учу, топору, пальцы ставлю. Чему учу – хорошему?
– Мастер не учит плохому, – повторил собеседник. – Мастер не учит хорошему. Мастер – учит. И не может иначе.

(с) Г.Л.Олди «Войти в образ»

0

4

– На Энладе есть одна история – о мальчике, чьим учителем был камень.
– Вот как?.. Ну, и чему он его учил?
– Не задавать вопросов.

(с) Урсула Ле Гуин «На последнем берегу»

0

5

В продолжение темы...

Вот сидел и размышлял: несет ли учитель ответственность за поступки своего ученика...

С одной стороны нет. Как может один человек отвечать за поступки другого...

С другой стороны, учитель не только передает свои знания. Он оказывает на ученика и духовное воздействие. Формирует не во всем, но во многом, его взгляды на поступки, честь, совесть, ответственность. Учитель становится скажем так образцом для подражания для ученика... Значит получается что учитель все же в какой-то степени ответственнен за дальнейшие поступки своего ученика...

Но тогда возникает третий вопрос. Ученик обладает правом выбора. Он самостоятелен и способен сам делать выбор и поступать в соответствии со своими мировозрениями и убеждениями. Тогда как мы можем искать оправдание его поступкам словами "Таким его сделал его учитель". Таким он сделал себя сам...

Пока что вот так...

0

6

каждый человек несёт САМ ответственность за свои поступки.

можно много дискутировать на тему, что значит учитель был плохой, а вот нифига, это ученик такой попался, а вот нифига, хороший бы учитель сделал бы из него кого надо, а вот нифига... и т.д.

главное останется неизменным: учитель выполнил свою работу. он научил.
а вот то, что вынес сам ученик из учения - его личное. его личые выводы, его личное восприятие реальности и его личный опыт. его и больше ничей.  и он сам должен и будет нести за себя ответственность. в том числе и перед своим учителем.

0

7

Субъективное ощущение - учитель несёт ответственность за ученика.
Объективное соображение - всё-таки, наверное, если бы не предполагалась ответственность за учеников, не могло бы существовать такого факта, как изгнание из школы.

Конечно, ответственность ученика перед учителем воспринимается как само собой разумеющееся :) В том числе и за качество обучения :)

0

8

Блондинка с нагинатой написал(а):

если бы не предполагалась ответственность за учеников, не могло бы существовать такого факта, как изгнание из школы.

А помоему изгнание из школы равносильно отречению от ученика и снятия с себя ответственности за его действия. Что то вроде "мы его не знаем и знать не хотим"

0

9

Shoar написал(а):

А помоему изгнание из школы равносильно отречению от ученика и снятия с себя ответственности за его действия. Что то вроде "мы его не знаем и знать не хотим"

ответственность учителя растворена, как сахар в сладком чае, в ответственности ученика. изгнание из школы следует чаще всего по причине того, что ученик диабетик, и сахар ему ну никак нельзя.

0

10

to Dart Uragh:
Доктор, а я жить буду? :)

0

11

На самом деле, тема стара, как мир. В качестве параллелей можем вспомнить отцов и детей, ответственность родителей за детей и библейские кары до 12-го колена. Мне, все-таки, кажется, что старший отвечает только за то, чтобы направить младшего, но не за то, что младший совершит, следуя этим направлением. В конце концов, карма у каждого своя, но даже она не абсолютна. Условно говоря, карма может предполагать, что за этим углом тебе дадут по башке, но только от тебя зависит, свернешь ты за этот угол или нет.

+1

12

Блондинка с нагинатой написал(а):

to Dart Uragh:
Доктор, а я жить буду?

возможновероятнонеисключено. не знаю, как братва, но лично я - не против. :)

MiF написал(а):

старший отвечает только за то, чтобы направить младшего, но не за то, что младший совершит, следуя этим направлением

поддерживаю.

практически в любой религии именно эта мысль и утверждается. берём знакомое нам православное христианство - Бог-отец и мы, аки чады его. нас направили, но и ад создали. в ответе ли Бог за чад своих? и для чего тогда Армагеддон?

берём мусульманство - мысль та же. теперь берём истоки и того и другого - буддизм (во всех проявлениях) - карма одного человека. одного. просто дополнительных наказаний и угроз не предусмотрено.

идейно можно проследить следующим образом. думали так. не прокатило. ужесточили. не прокатило. будем ужесточать дальше.

проверяем. более поздние религии (менее известые и уж гораздо менее глобальные) идут именно этим путём ужесточения ответственности личности. но - не Бога (или пророка, или учителя).

а ведь реально, если глубоко задуматься, не так уж много вопросов поднимает религия для именно человека. ответственность (кто, перед кем, почему). подчинение (кто, кому, почему). выбор (кто, из чего, какой, почему). ну и ещё парочка. не менее глубоких, но не по данной теме.

0

13

Думаю, ответственность учителя начинается и заканчивается в момент принятия ученика.

0

14

asmi написал(а):

Думаю, ответственность учителя начинается и заканчивается в момент принятия ученика.

Сорри, но что-то не совсем врубился...
А вы не могли бы написать чуть подробнее?

0

15

Okami написал(а):

А вы не могли бы написать чуть подробнее?

Я имел ввиду, что ответственность учителя проявляется тогда, когда он берётся или не берётся обучать кого-либо. Сможет ли он так преподать знания, чтобы ученик воспринял и употребил их "правильно". И где-то здесь уже ответственность ученика начинается... Такие вот мысли мои сумбурные...

0


Вы здесь » Огава Сусуми - Идущие по ручью » Философские беседы » Учитель - ученик>>