ХО-ДЗЮЦУ
(система гадания)
Из центра в виде лучей исходят 24 аспекта, которые состоят из 12 знаков зодиака, 8 стволов, а такжр Кэн (Ину-и), Сон (Тацу-ми), Гон (Уси-тора) и Кон (Хицудзи-сару).
12 знаков зодиака состоят из Нэ (Мышь), Уси (Вол), Тора (Тигр), У (Кролик), Тацу (Дракон), Ми (Змея), Ума (Лошадь), Хицудзи (Овца), Сару (Обезьяна), Тори (Петух), Ину (Собака) и И (Дикий кабан).
8 стволов состоят из Ки-но-э, Ки-но-то, Хи-но-э, Хи-но-то, Ка-но-э, Ка-но-то, Мидзу-но-э и Мидзу-но-то.
Следующая схема показывает 24 аспекта, которые используется при осмотре местности. После наложения этой схемы на центр будущего замка или дома, производится осмотр местности для составления карты в масштабе 1:100 В цепом замки могут быть разделены на три категории: хирасиро (замки на равнине), хираямасиро (замки на небольшом холме) и ямасиро (замки на горе или скале). Представленная выше карта используется для определения подходящих мест для внешних (омотэ-но мон) ворот, задних ворот (ура-но мон), казарм, туалетов и других построек. Отмеченные таким образом места называются "навабари" — "обтянутые веревкой". Военные стратеги разделяли процесс постройки замка на две фазы: инженерные работы и собственно строительство, причем основное внимание уделялось первой фазе.
При определении места для будущего дома все особенности рельефа должны быть тщательнейшим образом изучены. В этом смысле большое значение имеет следующий отрывок мз книги "Тири фусуй-но кото" (букв. "О географии, ветре и воде"):
"Выбирая место, тщательно изучи условия рельефа и выбери место, наделенное природными преимуществами (достоинствами). В тех местах, где есть высокая остроконечная вершина, растут в изобилии деревья и травы, холмы выглядят великодушными и словно держат окружающую местность в своих руках. Если построишь замок в таком в географическом смысле превосходном месте, без сомнения станешь богатым и обеспечишь процветание потомков. Но, если построишь дом в месте лишенном растительности, с холмами в беспорядке, где вершина горы конфликтует с окружающей местностью, будешь страдать от нищеты, и твои потомки не проживут долго".
Смысл этого отрывка заключается в том, что никакое производство или предприятие не сможит выжить, если оно не расположено на плодородной и богатой раститепьностью земле. А вот еще один отрывок:
"Если на севере есть высокая гора, ее охраняет Черепаха-Змея,
Если на востоке есть ручей, его охраняет Голубой Дракон,
Если на юге есть обработанные поля, их охраняет Красная Ласточка,
Если на западе есть большой тракт, его охраняет Белый Тигр.
Такое место является священным, и его называют "местом, охраняемым 4 богами — ками" ("ёнсин-сюго")".
Интересно, что Токио, Киото, Осака и другие процветающие города и деревни расположены с непогрешимой точностью в местах, которые считаются подходящими с точки зрения покровительства четырех божеств. И это не просто совпадение. Пища имеет решающее значение для человеческой жизни, чье благосостояние опирается на богатые урожаи, получаемые с земли. Первым и важнейшим условием получения хорошего урожая зерновых является, естественна, вода. В наши дни для нахождения подземных рек буравят землю, но существует и иной метод, или "хохо", который, хотя и довольно примитивен, но все же вполне научен и точен. Слово "хохо" происходит от слов "хо-дзюцу" ("искусство гадания") и "хорики" ("могущество учения Будды"). Сущность этого метода такова:
"Выбор хорошего места является основным для колодца. При бурении нового колодца нужно определить глубину нахождения воды. Вечером, когда небо будет чистым, положите на место намечаемого колодца лакированную коробочку или вазу горлышком вниз. Переверните ее на следующее утро и, если в ней будет много росы, значит вода поблизости. Если росы мало, вода находится глубоко. Если внутри вообще нет росы, значит в этом месте воду не найдешь. Водные реки проходят на разных уровнях и найти их непросто. Поэтому, не сдаваясь, продолжай искать подходящее место, поблизости и вдали, в местах, где есть много воды и которые расположены в благоприятном направлении".
Этот метод отражает жизненную мудрость, унаследованную со старинных времен. Таким образом, можно прийти к выводу, что наша жизнь находится в чрезвычайной зависимости от гармонии с природой.
Предположим, что сегодня вторник 6 января 1977 г., день Иппаку суйсэй. Ровно через 60 лет, в 2037 г. тоже будет Вторник 6 января, день Цинику суйсэй. Часы восхода солнца, заката, прилива и отлива в эти два дня будут абсолютно одинаковые, единственное, что может отличаться - это погода. Этот феномен называется "канрэки".
Как показано выше, воинская наука (хэйгаку) яйляется синтезом учения об Инь-Ян (инъё-дзюцу, онмё-дзюцу), которое включает в себя концепции гармонии и борьбы пяти первоэлементов (гогё-сосэй, гогё-сококу), магии (хо-дзюцу), учения о Ки, заклинаний (дзюмон) секты эзотерического буддизма Сингон, а также таких воинских искусств как кэн-дзюцу, бо-дзюцу (искусство фехтования шестом), со-дзюцу (искусство боя копьем), нин-дзюцу (искусство шпионажа), каждое из которых содержит наставления о военных хитростях относительно того, когда и в какое направление надлежит двигаться. Становится понятно, что тактика включает в себя многие элементы, которые сохраняются в повседневной жизни. Отсюда исходит поговорка, что "военная тактика — это образ жизни".
Мать-Природа велика и извечна. Если кто-то попытается пойти против этой великой Силы, он естретится с большими трудностями в своей жизни. Никакие усилия не принесут ему ощутимого результата. Поэтому древние стратеги мудро сочетали теорию военной стратегии со своими изначальными представлениями.
Только тогда, когда образ жизни человека будет следовать Матери-Природе и откроет вечные отражения высшего мира и гармонии, человечество обретет действительно стабильное счастье.