Музеи Московского Кремля представят сокровища самураев
28.04, 13:18 ГАЗЕТА.GZT.RU - http://news.mail.ru/society/1733133/
Впервые Музеи Московского Кремля представят в России коллекцию старейшего музейного собрания Японии — Токийского Национального Музея — в экспозиции «Cамураи. Сокровища воинской знати Японии», сообщили РИА Новости в пресс-службе Музеев Кремля. Выставка откроется 23 мая в Одностолпной палате Патриаршего дворца, в Выставочном зале Успенской звонницы.
Эта выставка — результат более чем четырехлетней работы сотрудников двух знаменитых музеев, и один из важнейших проектов долгосрочной программы «Королевские и императорские сокровищницы в Московском Кремле», в рамках которой в 2004-2007 годах в Москве были показаны выставки из собрания Лувра, венского Музея истории искусств, дрезденских Зеленых Сводов, Государственного Эрмитажа и пекинского Музея императорского дворца.
Новая выставка в Музеях Кремля посвящена одной из самых привлекательных страниц японской истории — культуре самурайской знати, оказавшей огромное влияние на развитие японского искусства в целом. Для экспонирования в Москве было отобрано более 70 памятников, знакомящих зрителей с культурой самураев и охватывающих период с X по начало XX веков — самые древние клинки, шлемы, доспехи, маски и костюмы театра Но, редкие предметы прикладного искусства, использовавшиеся во время чайной церемонии, женские одеяния, приданное знатных невест из известных самурайских кланов, и другие.
Среди экспонатов есть произведения, имеющие статус Национального сокровища или Предмета культурного наследия особой важности, многие из них входили в состав коллекций известных самурайских кланов или принадлежали ранее императорской семье. Подобные произведения редко покидают территорию Японии, и московские зрители получат уникальную возможность увидеть памятники художественной культуры Японии самого высокого уровня.
В первом разделе, который экспонируется в выставочном зале Успенской звонницы, будут представлены оружие и доспехи самураев. Клинки и мечи в ножнах демонстрируют высочайшее мастерство средневековых японских оружейников и поражают совершенством формы. Тем не менее, это были совершенные орудия убийства — высеченная золотом надпись на клинке меча катана мастера Нагасонэ Котэцу (около 1663 года) в деталях описывает процесс испытания этого меча — творения мастера Котэцу особенно ценились за их остроту. Помимо клинков в экспозиции представлены цубы (гарды) для мечей, а также наборы лаковых ножен и аксессуары для украшения оружия. Среди них можно выделить роскошные ножны для меча мастера Сукэдзане, с выложенным перламутром фамильным гербом Тогукава — листьями мальвы в круге. Среди главных экспонатов выставки — три комплекта самурайских доспехов (один из них имеет статус Предмета культурного наследия особой важности).
Роскошные доспехи домару гусоку (что означает «полные доспехи», в состав которых входят шлем, маска, кираса, наплечники, наручи, набедренники и поножи) периода Эдо (XVII век) принадлежали воину из рода Токугава. Они украшены фамильными гербами в виде листьев мальвы, вписанных в круг, и красными кругами на груди кирасы, наплечниках и набедренниках. На выставке представлено два эффектных самурайских шлема, относящихся к категории кавари — кабуто — «фигурных шлемов». Более ранний, с узорам павлонии, относится к периоду Адзути — Момояма — Эдо (XVI — XVII века), более поздний, в форме раковины с золотым покрытием и маской из красного лака, относится к периоду Эдо.
На выставке будут показаны наборы конского снаряжения — седла и стремена, а также редкие сохранившиеся образцы дзимбаори — «налатников», одевавшихся поверх доспехов.
Второй раздел выставки, представленный в Одностолпной палате Патриаршего дворца, будет посвящен культуре воинской знати, сформировавшейся во многом под влиянием дзэн-буддизма. На выставке будут представлены великолепные шитые золотом костюмы театра Но, демонстрирующие невероятные возможности художественного ткачества и вышивки периода Эдо. Среди этих памятников можно выделить караори — самое пышное одеяние из всех костюмов театра Но с узором из цветов пионов, веток молодых сосен и перьев павлина.
Важной частью дзэнских практик была чайная церемония. Знатные дайме приглашали в свои замки известных мастеров чайной церемонии, а также собирали редкие образцы утвари для нее — бронзовые сосуды, лаковые и керамические изделия, привезенные из Китая, которым часто присваивались собственные имена. В состав экспонатов выставки входят так называемые карамоно — китайские изделия периода династии Северная и Южная Сун, Юань и Мин, редчайшие образцы декоративно-прикладного искусства Китая XII-XIV веков из коллекций дайме, не сохранившиеся на территории Китая.
В отличие от официальной, парадной жизни при дворах знатных самураев, ориентировавшихся на древнюю культуру Китая, в частных, женских покоях, центром эстетических пристрастий была придворная культура города Киото — прежней столицы Японии, культ возрождения традиций литературы и искусства Японии периода Хэйан. В этом разделе экспозиции будут представлены роскошные женские костюмы периода Эдо, лаковая утварь — в частности, косметический и туалетный наборы, входившие в приданое знатных невест из рода Токугава, исключительные по красоте и изобретательности лакового декора инро — коробочки для медикаментов, подвешивавшиеся на женский костюм. К выставке издан богато иллюстрированный каталог со статьями сотрудников Токийского Национального Музея и обширным информационно-справочным аппаратом, подготовленным российскими специалистами.