История Кашима Шин Рю
Истоки Кашима Шин-Рю лежат в ритуале очищения, известном как «хараи-тачи»(harai-tachi), который, как утверждается, основан на фехтовании Такемиказучи-но-Микото – божества, почитаемого в Кашима Джингу (Великом Храме), который в настоящее время расположен в городе Кашима, префектура Ибараки.
Согласно истории, легендарный слуга храма седьмого века, Куниназу-но-Махито, разработал из хараи-тачи серии упражнений, которые он назвал «шинмё-кен» ("меч божественной тайны"), воплощение шинбу — слияние человеческого и божественного боевого искусства, идеал, в кратком изложении передающий битву – исполняется беспристрастно и с моральной нравственностью. Искусство, которое разработал и основал Куниназу, стало популярным под именем «Кашима-но-тачи», что означает "Меч Кашима".
В среднее века Кашима Джингу стал важным центром изучения боевых искусств. Боевое искусство Кашима Шин-Рю, в том виде, в котором его знают сегодня, приобрело форму под влиянием взглядов трех воинов: Мацумото Бизэн-но-кам Ки но Масамото, Кунии Генпачиро Кагецугу, и Камиизуми Исэ-но-ками Фудживара но Хидецуна.
Где-то в XVI века Кунии Кагецугу, воин из Ширакава, что располагается в северо-западной Японии, и покровитель религии Кашима в этой части страны, нашел новый взгляд на природу боевого искусства. Он сперва продумал то, на что вдохновило его открытие, а потом отправился в Кашима, где он поделился своим знанием с Мацумото Бизэн-но-ками, наследником одной из четырех вассальных семей дома Кашима и наследственным слугой Кашима Джингу. Обмен опытом Мацумото и Кунии и дали рождение Кашима Шин-Рю. Традиционная историография школы называет основателем именно Мацумото, который был старше Кунии, и приписывает Кунии статус советника основателя.
Центральная идея фехтования Мацумото была концепция «ичи-но-тачи». «Ичи» означает "номер один" и также является омофоном для слова "позиция", обозначая лучшую, наиболее выгодную позицию; также оно несет дополнительный смысл "одно измерение". Потому «ичи-но-тачи» означает "удар меча, который следует прежде всего." Это экстраординарная техника, в одно и то же время простая и превосходная в своей идее, которой, если ее правильно исполнять, практически невозможно противостоять.
Самые лучшие ученики Мацумото включают в число основателей Кашима Шин-Рю третьего человека, Камиизуми Исэ-но-ками. Некоторые ученики подвергают сомнениям правдивость того, что Камиизуми и Мацумото знали друг друга, доступные нам свидетельства неубедительны. В любом случае, традиционно именно Мацумото называют основателем Кашима Шин-Рю и говорят о его потомках, отслеживая его родословную, которая разделилась на два рода. Первый, сокэ, или же "Семья Основателя" происходит от ученика Мацумото по имени Кунии Кагекио - сына Кагецугу. Этот род известен до сих пор – 22 поколение, сокэ, Кунии Масакацу
В то же время появляется второй род, шиханкэ, или "Семья Инструктора”, который отделился от сокэ.
Камиизуми основал свой род, который известен на протяжении 9 поколений вплоть до XVIII века. Когда Кунии Таизэн получил подтверждение мастерства от своего отца Йошинори и от Оно Шигэмаса, представителя 11 поколения шиханкэ, тогда два рода вновь объединились.
Во времена императора Токугава, который пришел к власти в 1600 году, семья Кунии влачила существование как деревенские самураи в северной Японии, при этом сёгунат не оставлял семью без внимания, он относился к ним с некоторой долей подозрения и враждебности.
В течение следующих трехсот лет школа Кашима Шин-Рю оставалась в тени и была практически неизвестна, став в то же время семейной традицией рода Кунии.
Однако в XX веке искусство достигло нового пика развития и прославилось при восемнадцатом поколении сокэ/шиханкэ, при Кунии Зэнъя. Будучи директором школы с 1914 и вплоть до своей смерти в 1966 году, Кунии посвятил всю свою жизнь мечу, объединяя тщательно проверенное временем искусство жесткой тренировки духа и тела, перепроверяя его, пересматривая и улучшая каждое движение, каждое действие техник Кашима Шин-Рю и ее философии в согласии с духом «хойо-дока».
Зэнъя нарушил семейную традицию, назвав Сэки Хумитакэ наследником его учения и, как следствие,19-ым поколением шиханкэ. При этом условии титул сокэ становился по сути своей почетным и церемониальным, а право каждый день обучать и распространять искусство полностью сосредотачивалось в руках шиханкэ. Но все же для Зэнъя такая ситуация была не перечеркиванием прошлого, а скорее возрождением старой традиции: раздельное существование родов сокэ и шиханкэ.
В настоящее время Кашима Шин-Рю продолжает сохранять и оттачивать навыки традиционного боевого искусства точно так же, как она это делала на протяжении вот уже девятнадцати поколений. Главная идея отражена в Кашима Шин-Рю Оги, собрании главных основ и учений школы: "Первооснова Кашима Шин-Рю – прежде всего, ваше тело, а далее развитие духа и гуманизма, и под конец постижение творческого начала вселенной. В этом заключается тайна, внутренняя сущность Кашима Шин-Рю. Как и в древние времена, это великий Путь священной Японии".
Сохранить эту идею в условиях современного мира и передать это искусство современному обществу – это нечто большее, чем просто преподать стиль боя. Кашима Шин-Рю в настоящее время представлена Федерацией боевых искусств Кашима Шин-Рю, штаб которой находится в университете Цукуба.
В этой организации проходят тренировки японских боевых искусств, искусство владения мечом, искусство владения копьем, джиу-джитцу, батто-джитцу, которые представляются в высших учебных заведениях, колледжах и различных заведениях в Японии и за рубежом.