Овари Кан-рю
( материал взят с сайта http://cclib.nsu.ru/projects/satbi/satb … owari.html )

Основная система боя копьем Овари Кан-рю была основана Цуда Гоннодзё Нобуюки, вторым сыном выходца из клана Овари (Овари - это провинция, в которой расположен город Нагоя).
По легенде, Гоннодзё еще с детства проявлял интерес к содзюцу. Первоначально он изучил Ито-рю куда-яри у Мори Канбэе, ученика Торао Мицуясу (из Торао-рю содзюцу). Потом Нобуюки учился у учителя Сабури Энюэймона Тадамуры (из Сабури-рю содзюцу). Интенсивно занимаясь по утрам и вечерам, 15 мая 1671 года в возрасте 16 лет Нобуюки достиг сатори (просветления).
Это просветление позволило ему постигнуть секрет слияния ума и тела в энергии куда, на основе чего Нобуюки и создал новую школу - Кан-рю.
В разное время традиция была известна как Цуда Кан-рю, Кан-рю, Овари Кан-рю. Система Цуды Гоннодзё Нобуюки унаследовала техники и ката из более ранних традиций, которые изучал ее создатель.
Властитель клана и провинции Овари, даймё Токугава Ёсимицу, так высоко оценил эту школу, что запретил распространять ее за пределами домена, придав статус Готомэ-рю (исключительной традиции). Цуда Гоннодзё Нобуюки умер 4 июля 1698 года в возрасте 44 лет.
Основой техники куда-яри (копья с металлической трубочкой на древке) школы Овари Кан-рю является использование куда (металлической трубочки, в которой свободно скользит древко) для полного укола и немедленного возвращения копья с постоянным контролем. Жизненно важным компонентом является секретный принцип Энгецу ("полумесяц"). Обычно при уколе копьем древко и острие идут в цель более-менее по прямой. Однако при уколе Кан-рю куда-яри копьем манипулируют так, что острие идет в цель с вращением по кругу диаметром около 15 см. Вращение острия порождает большую мощь укола и концентрирует разрушительные силы, порождая большие раны. В этом и заключается секретный принцип Энгецу, на котором основана смертельная мощь Кан-рю содзюцу.
Важность достижения мастерства Энгецу нельзя недооценивать. На обычной тренировке контроль скольжения яри сквозь куда для достижения вращательного эффекта отрабатывается десять минут без передышки. Это - очень большая нагрузка, если учесть размеры и вес оружия.
Одним из основных достоинств куда является большая скорость укола. Это происходит благодаря тому, что при скольжении сквозь куда трение меньше, чем при скольжении сквозь кисть руки. Другим преимуществом является увеличение дальности укола. При обычном уколе японским копьем задняя рука останавливается у бедра или бока. Это позволяет как развить большую силу укола, так и хорошо контролировать древко. Однако реальная длина укола при этом получается около 60-90 см, ибо глубина зоны поражения при этом определяется движением бедер вперед. При использовании куда копейщик может спокойно подводить заднюю руку к передней в момент укола. Это дает дистанцию укола в 120-150 см. Большая скорость укола и возвращения позволяет осуществлять эффективный контроль древка.
В содзюцу говорят:
Победа или поражение определяется в момент укола. Линия копья противника; куда оно нацелено; в этом - путь к секретному принципу.
В содзюцу - как и во всех классических боевых искусствах Японии - важно развивать и естественно поддерживать умение контролировать дистанцию и дыхание. В то же время, формы должны быть целостны. Потому говорят:
Кан-рю начинается с сиай (поединка), и заканчивается ката (комплексами).
В этом - прямая противоположность традиционному пути тренировки с мечом, где начинают с ката, а заканчивают сиай.
В Овари Кан-рю тренировка в содзюцу начинается с проработки базовых уколов. Эта тренировка в свободных уколах осуществляется в одиночку, чтобы занимающийся мог развить свои способности по уколу с Энгецу, вращением острия. Одновременно занимающийся учится наносить укол на всю длину копья. Помимо уколов, отрабатывается использование э (древка копья) в базовых перенаправлениях и отбивах. Также в одиночку занимающийся прорабатывает использование бедер, способствующее такому повороту древка, которое полностью разрушает укол противника. Все это отрабатывается как вперед/внутрь (омотэ), так и назад/наружу (ура). После каждого такого движения немедленно следует укол.
При движении вперед с атакой, копейщик из Овари Кан-рю должен быть способе уколоть и тут же оттянуть копье назад, быстро уменьшить выступающую вперед часть копья, чтобы компенсировать уменьшившуюся дистанцию. При захвате прямо за наконечником укол может быть нанесен даже с расстояния в каких-нибудь 10 см.
Как и при движении вперед с атакой, копейщик должен быть способен наносить уколы в контролируемом отступлении. Если противник бежит вперед с мечом, стремясь войти "внутрь" маай копейщика, копейщик должен быть способен отступить достаточно быстро для того, чтобы выиграть время для укорочения выступающей части копья и контрукола. Естественно, практикуются также уходы в сторону и прочие виды перемещений.
Мало какая традиция боевых искусств в Японии использует только один вид оружия (если такие традиции вообще существуют). Тренированный воин должен быть способен действовать против довольно широкого спектра оружия, встречающегося на поле боя, и потому должен был быть знаком с сильнмыи и слабыми сторонами всех этих видов. Человек с яри должен был определять длину и радиус действий любого оружия, которое могло быть у противника. Интересно, что из тати и кодати (меча и короткого меча) кодати считался более эффектиным противокопейным оружием. Более короткое лезвие и хват одной рукой давали большую мобильность и ловкость в сокращении маай против копья. Тем не менее, тренированный копейщик школы Кан-рю не должен был иметь проблем в схватке против любого оружия.
Стандартная длина копья Кан-рю равнялась 3.6 м. Лезвийное оружие применялось в практике ката, но редко встречалось в одиночной отработке. В большинстве базовых отработок и во всех тренировках сиай использовалось кейко-яри - копье с кожанным чехлом на наконечнике. Давая защиту для бронированного оппонента, оно все равно могло нанести серьезные ранения неприкрытым участкам тела.
Основное время при тренировке Овари Кан-рю содзюцу уходило на отработку базового укола. При этом занимающиеся были одеты в богу - тренировочный доспех, подобный используемому в кэндо. Из-за большей силы, развиваемой при уколе копьем, мэн (маска для лица) тяжелее и толще чем в кэндо. Имеется также дополнительное прикрытие для горла. До (пластина для груди) также имеет дополнительную защиту в левой части - столь важной цели в сиай. В отличие от кэндо, в содзюцу поножи (тарэ) прикрепляются напрямую к до. В дополнение к мэн и до, копейщик одевает ката, покрывающее левое плечо и часть груди, что дает дополнительную защиту этому району. Все эти тренировочные доспехи необходимы даже для действий с зачехленным копьем. Нокаут не является чем-то необычным, а металлическая решетка маски часто прогибается внутрь. Сегодня копейный доспех такой же, как и в дзюкендо - японском искусстве фехтования на штыках. Однако еще не так давно использовали доспехи, специально предназначенные для копейщиков.
Помимо богу, копейщик одевает протектор на ведущую (левую) руку. Обычно это нечто вроде кэндоистского котэ (перчатки), либо специальная перчатка для тренировки боя на копьях, дающую большую, чем кэндоистская, гибкость. Так как рука не входит в число основных целей для атаки копьем, то цель перчатки на ведущую руку - обеспечить защиту от случайного царапанья, случающегося в тренировке сиай.
Когда доспехи одеты, оппоненты становятся лицом друг к другу и кланяются. И начинается сиай. Очков не начисляют, победителя не определяют: каждый и так знает, прошел укол или нет. Бой длится минут по 10 и более, пока доспехи не начнут приходить в негодность. Действия являются очень быстрыми, с некоторыми замедлениями когда оппоненты восстанавливают дыхание. При весе доспеха около 8.5 кг и копья около 4 кг, приходится таскать дополнительный вес более 12 кг. Дополнительный вес, трудность оперирования шестом в 3.6 м длиной, а также необходимость действовать быстро, и приэтом будучи ограниченным доспехом - все это дает огромный аэробный и анаэробный эффект. Несколько минут быстрого сиай дают тот же эффект, что и пятиминутная борцовская схватка.
Хотя в сиай обычно тренируют "копье против копья", иногда используют и другие виды оружия. Чаще всего это меч, потом нагината и нагамаки. Однако опыт показывает, что наиболее опасным орудием против копья является другое копье. И здесь куда-яри из Овари Кан-рю имеет решительное преимущество.
После большого количества тренировки сиай, рэнсюсэй (занимающийся) начинает изучать ката. В Кан-рю пять собственных ката: 1)Уму-но итибан, 2)Сиго, 3)Огурума, 4)Макиотоси, 5)Сайен. Однако так же прорабатываются ката из традиций-прародителей - Итто-рю, Сабури-рю, Торао-рю и Какутен-рю. Бльшинство этих ката не использует куда. Тот, кто занимается Овари Кан-рю, изучает как использование куда-яри, так и действия со стандартным копьем.
Хотя Овари Кан-рю и является традицией действий копьем, также она содержит и элементы фехтования на мечах из Синкаге-рю. Так как Овари Кан-рю находилась в той же провинций, что и одна из основных ветвей традиции меча Ягю, используется кое-что из искусства меча Ягю Синкаге-рю. Используются такие группы ката из Синкаге-рю, как Нанацу-но-тати и Энпи. Хотя тренировка копья и меча различаются, достоинства одного искусства используются для усиления другого. Это иллюстрируется поговоркой: "Копье не только колет, оно и бьет; меч не только рубит, он и колет", которую часто можно услышать на тренировке. Про меч и копье в додзё Овари Кан-рю часто говорят как про "два колеса одной повозки". Другая популярная поговорка - "скорость, с которой вы отводите назад уколовшее яри, определяет победу и поражение" - важна и для техник меча.
Овари Кан-рю является не просто одной из немногих сохранившихся классических традиций боевых искусств Японии, это еще и довольно редкая школа, специализировавшаяся в содзюцу. Еще более важно то, что она сохранила в себе элементы более ранних предшественников, давая уникальную возможность взглянуть на еще более раннюю стадию развития японских боевых искусств.